Первую машину для длительных путешествий в условиях бездорожья и экстремальных температур Алексей Макаров построил в 2010 году для собственных путешествий, но знакомство с основателем агрегатора такси «Максим» Максимом Белоноговым запустило вездеход в серию. В 2021 году они открыли в Кургане предприятие по выпуску сверхпроходимых экспедиционных автомобилей «Бурлак», которые сейчас ставят рекорды в Антарктиде и на Крайнем Севере. Почему Алексей Макаров решил выйти из успешного проекта и теперь создает собственное производство вездеходов — в материале Forbes
Изобретать вездеход — примерно как велосипед. Отечественных вездеходов, давно выпускающихся, в том числе серийно, немало. Вопрос лишь в нюансах их применения. Например, гусеничные модели (за редким исключением) также являются амфибиями. Но они убивают растительный покров почвы — использование подобной техники в тундре в летнее время сильно ограничено сегодняшним законодательством. Или довольно популярные небольшие вездеходы «Шерп» и модели в этом же классе созданы для охоты и рыбалки — путешествовать на них за сотни, а то и тысячи километров не получится.
«Российский рынок колесной вездеходной техники на шинах сверхнизкого давления практически закрыт для иностранных брендов, так как отечественные производители предлагают технику с существенным ценовым преимуществом. Главным стимулом для нового витка развития российского рынка колесной вездеходной техники стала попытка полного запрета использования гусениц в тундре», — рассказывает Азамат Мзоков, генеральный директор компании Lomonosov Analysis, проводившей исследование рынка вездеходной техники. Наибольшее число колесных вездеходов, по данным компании, в 2021 году в России выпустили под марками «Трэкол», «Шерп» и «Шаман».
По данным Lomonosov Analysis, объем продаж гусеничных вездеходов в России составил 10,5 млрд рублей (1396 штук), колесных — 5,5 млрд рублей (2135 штук), колесно-гусеничных — 862 млн рублей (355 штук). Из них грузопассажирские составили 71%, компактные — 13,6%, специализированные — 15,4%. Объем рынка снегоболотоходов на шинах сверхнизкого давления с 2018 по 2021 году вырос на 50%, c 2,17 млрд рублей до 3,8 млрд рублей.